понеділок, 26 січня 2015 р.

№41. "Перша людина" (Альбер Камю)

Книга №41. "Перша людина" 

                      "Le premier homme

Автор: Альбер Камю        
             Albert Camus

Країна: Алжир, Франція

Жанр: роман

Публікація: 1994 р. 

Загальна оцінка (від 1 до 10): 7

Варто, чи ні: не радила б 

Настрій книги: 
меланхолійний, сумний

Як потрапила в список: прочитала відгуки про "особливість" цього роману, проте цієї особливої "особливості" не помітила(


Камю загинув в автомобільній катастрофі. На місці аварії, в дорожній сумці було знайдено рукопис, який згодом був посмертно опублікований. "Перша Людина" - незавершений автобіографічний роман. Незавершені твори завжди привертають до себе увагу, манять таємничістю недомовленого, не висловленими до кінця думками.. Спогади про дитинство, юність, відносини в сім'ї, болюча прив'язаність до матері, пошуки втраченого батька.. Роман-уривок, наче жмут сторінок, вирваних з особистого щоденника. З цього могла б вийти гарна книга, але не судилося їй бути дописаною. А того, що написано, мені як читачеві замало.. 

<<Попередня                                     50 книг у 2014 році                                      Наступна>>

Улюблені цитати:

  • Он смотрел на другие надгробия, на даты и видел, что эта земля усеяна мертвыми детьми, которые были отцами седеющих людей, считавших себя живыми. 
  • Но тому, кто не имеет ничего и жаждет получить весь земной шар, недостаточно собственных сил, чтобы воспитать себя и покорить или понять мир. 
  • Вы, как всегда, строги к себе! Тяжелое искусство — нравиться!
  • Я люблю и чту очень немногих. К остальным я постыдно равнодушен. Но уж если я кого-то люблю, то ни я сам, ни тем более эти люди не в силах этого изменить. Мне понадобились годы, чтобы понять это; теперь я это знаю.
  • Война пришла, как зловещая туча, чреватая непонятной угрозой, ее нельзя было остановить, как нельзя остановить саранчу или опустошительные грозы, гремевшие над алжирскими плоскогорьями. 
  • Память у бедняков вообще не так богата, как у людей состоятельных, у них меньше вех в пространстве, поскольку они редко покидают места, где живут, меньше вех во времени, так как жизнь у них течет серо и однообразно. Существует, конечно, память сердца, которая считается самой надежной, но сердце изнашивается от труда и горя и под бременем усталости становится забывчивым. Утраченное время не исчезает бесследно только у богатых. У бедных оно оставляет лишь размытые следы на пути к смерти. К тому же, чтобы вынести эту жизнь, лучше поменьше вспоминать, придерживаться течения дней, час за часом, как делала его мать, пусть отчасти и не по своей воле..
  • Нищета — это крепость без подъемного моста.

  • ..сердце у него сжалось при виде опухшего лица, разбитого его рукой. Так он впервые узнал, что война — это зло, ибо победа рождает не менее горькое чувство, чем поражение.
  • — Мектуб [так было предначертано (араб.)], — сказал Тамзал. — Война — это плохо.
— Войны были всегда, — сказал Вейяр. — Однако люди быстро привыкают к миру. Им кажется, что мир — это нормально. Нет, нормальна как раз война.
— Люди потеряли рассудок, — сказал Тамзал, принимая поднос с чаем из рук женщины, которая, пряча лицо, протягивала его из-за двери.
  • Чтение позволяло ему ускользнуть в блаженный мир, где богатство и бедность были одинаково привлекательны, ибо совершенно нереальны. 
  • Он смутно чувствовал, что тем, кого любишь, нельзя лгать в серьезных вещах, иначе невозможно будет дальше жить с ними и продолжать их любить. 
  • Он говорит: «Я начал верить в собственную безгрешность. Я был царем. Я царил над жизнью и людьми по своей прихоти, (и т. д.). Однажды я осознал, что не способен любить по-настоящему, и думал, что умру от презрения к самому себе. Потом я счел, что другие тоже не любят по-настоящему и надо просто смириться с тем, что я такой же, как все.
  • Освободиться от всякой заботы об искусстве и форме. Вновь ощутить сиюминутный живой ток происходящего, то есть заново обрести невинность. Забыть искусство значит в этом случае забыть себя. Отказаться от себя, но не во имя добродетели. Наоборот, принять свой ад. Кто хочет стать лучше, тот дорожит собой, кто хочет наслаждаться, тот дорожит собой. Только человек, принимающий все, что ему выпало, со всеми последствиями, отказывается от себя, от своего «я». И только он соприкасается с жизнью не посредственно.
  • Так называемый скептицизм новых поколений — ложь.
  • С каких пор честный человек, отказывающийся верить лжецу, называется скептиком?

Прихильники